Сборные железобетонные покрытия находят широкое применение на временных дорогах. Плиты таких покрытий выполняются из высокопрочного бетона с мощному армированием. Наиболее распространены плиты прямоугольной формы с вырезами (например, плиты системы Яковлева), а также плиты в виде многоугольника.
Бетон и железобетон широко применяется также для столбов и тумб, опор для освещения и бортов, элементов зданий и т.д.
Однако для успешного решения задачи все более широкого внедрения бетона и железобетона в дорожно-мостовое строительство необходимо всячески совершенствовать технологию бетонных работ, о чем сказано ниже.
Предварительно в дорожной лаборатории подбирают состав смеси, обладает нужными свойствами (его называют лабораторным), а затем вносят поправки на влажность заполнителей, хранящихся обычно на открытых складах. После внесения поправок получают полевой или рабочий состав бетонной смеси. Но это еще не все. Чтобы получить прочную и долговечную бетонную или железобетонную конструкцию, надо приготовить бетонную смесь, затем перевезти ее к месту укладки, заключить и надлежащим образом уплотнить. При этом должны быть выполнены все требования отдельно для каждого процесса. Но и это еще не все.
Свежеуложенный бетон должен затвердевать в хороших условиях. Комплекс мероприятий, обеспечивающих твердения бетона в благоприятных условиях, называют уходом за бетоном.
Перечисленные процессы и составляют технологию бетонных работ. Научные исследования и накопленный производственный опыт позволили установить лучшие, наиболее рациональные приемы и правила производства таких работ.
Нарушение этих правил или, как часто говорят, нарушение технологии ведет к негативным последствиям и, наоборот, точное соблюдение технологии обеспечивает ‘получения прочного, долговечного и экономичного бетона. Вот почему знание технологии бетонных работ и соблюдение ее является первым долгом бетонщика.